ru en
 

GamuT Phi5

GamuT Audio (в переводе с английского gamut означает гамма, палитра, спектр) – одно из немногих специализированных Датских предприятий малого масштаба, однако от того не менее интересное. Основанная Оле Лунд Кристенсеном (Ole Lund Christensen) пару десятилетий тому назад, компания изначально прославилась благодаря своим гениально простым и мощным усилителям.

После череды взлетов и падений она превратилась в целостный бренд с собственной линейкой электроники и еще бóльшим выбором акустических систем. Сейчас компанию GamuT возглавляет бывший главный инженер корпорации Scan-Speak Ларс Голлер (Lars Goller), автор известной серии динамиков Revelator, который также в настоящее время руководит новым предприятием по производству динамиков Scandinavian Audio Research (ScAR).

Модельный ряд Phi – самый недорогой из трех серий акустических систем производства Gamut Audio. Он включает в себя три стерео пары (полочную Phi3 и напольные Phi5 и Phi7), а также LCR-канал многоцелевого использования (Left-Center-Right). Также ожидается выпуск сабвуфера в рамках данной серии. Все АС линейки Phi построены на одинаковых динамиках, однако работают они в разных схемах и, естественно, разных корпусах. Рассматриваемая нами Phi5 стоимостью 3400 Евро за пару – “средняя” модель и меньшая из двух напольных. Правда меньшая вовсе не значит низкая - высота колонки на опорной системе (о ней чуть более подробно будет написано далее) составляет 108см.

Откуда взялось название “Phi”? Все очень просто (…гммм, как бы ни так!). Именно эта φ (фи) буква греческого алфавита обозначает золотое сечение – 1,618 – математическое число, в определенном смысле пропорция, которую Ларс Голлер применил при построении акустических систем данной серии, в частности, в рассчетах по расположению внутренних ребер жесткости, распорок и внешней “канавки” на корпусе АС. Она [канавка] изолирует слабое место в конструкции и, таким образом, борется с паразитическими вибрациями боковых стенок. Также, к примеру, общая глубина корпуса, поделенная на расстояние от задней стенки корпуса до разделительной канавки, составляет 1,618 – число Phi.

Phi5 – трехполосная система, использующая один 25мм кольцевой шелковый твиттер и три 150мм басовых/среднечастотных динамика. Диаметр мембран НЧ/СЧ головок составляет 90мм, а изготовлены они из прессованной древесной целлюлозы (бумага с высокой плотностью и низкой массой). Поверхность пулеобразных волноводов имеет шероховатую структуру – на них нанесены едва заметные глазу неглубокие радиальные канавки, очевидно призванные бороться с турбулентными воздушными завихрениями, возникающими во время колебательных движений диафрагмы вдоль оси волноводов (прекрасный пример продуманной инженерной мысли по дальнейшей кастомизации существующих продуктов).

Изысканно стройные корпуса акустических систем линейки Phi одеты со вкусом в натуральный шпон. Наши образцы прибыли в слегка броской отделке Zebrano, предлагающей взору слушателя интенсивно испещренный горизонтальными полосами структурный рисунок. Среди предлагаемых отделок присутствуют и более спокойные, выдержанные варианты. Защитная сетка, слегка выступающая за края АС (чуть-чуть по бокам и немного больше - сверху), скрывает настоящий размер корпуса, превращая акустику в более воздушную и дружелюбную конструкцию.

Корпус колонок выполнен из изготовленных под высоким давлением листов МДФ, усилен внутренними распорками и ребрами жесткости, тщательно задемпфирован в необходимых местах. При наружном осмотре наиболее явной, видимой особенностью конструкции АС является глубокая, широкая, выкрашенная в черный цвет канавка. Вырезанная по периметру корпуса, она отделяет переднюю и заднюю секции друг от друга, сводя к минимуму паразитные вибрации корпуса.

Также еще одним примечательным конструкционным элементом является стыковочный механизм “акустика-пол”. В привычном для нас варианте подобное решение реализуется в виде простых шипов, однако разработчики GamuT Audio пошли несколько иным, более изящным путем. Механизм представляет собой лапки-рычаги, выдвигающиеся при необходимости из-под незаметной взору алюминиевой планки-держателя. Гладкая ручка-барашек с резьбой вдоль стержня, уходящего внутрь алюминиевой планки, регулирует степень наклона ножек-рычажков (систему на самом деле проще понять, единожды увидев). Данная конструкция является идеальной находкой для полов с деревянным покрытием (отсутствие острых шипов предполагает сохранность поверхности паркета и свободу перемещения АС по периметру комнаты во время экспериментов с их расстановкой или сравнением с другими производителями), однако на коврах с излишне густым ворсом АС может оказаться не столь устойчивой (впрочем, это предположение еще нужно проверить опытным путем). Кроме того, ничто не мешает спрятать лапки в основание и поставить акустику на ее едва заметные алюминиевые планки.

Особенности твиттера – расположенный в его центре стальной волновод (значительно улучшающий коэффициент напрпавленности ВЧ спектра), литая под высоким давлением передняя панель и магнитная система со сверхмалым КНИ.

Конструкция новых, улучшенных басовых/среднечастотных динамиков отличается более длинным ходом и низким уровнем искажений системы подвеса диафрагмы, выточеным полым волноводом и алюминиевыми кольцами-вставками в магнитной системе, уменьшающими икажения тока, проходящего через катушку излучателя.

Кроссовер, запитанный от двух пар акустических терминалов, соединенных между собой двумя медными позолоченными перемычками, выполнен по так называемой NRLi (Non-Resonant Linked Impulse) технологии, в которой, по утверждению разработчиков, применена схема связи по постоянному току. Подключенный таким образом среднечастотный динамик звучит по-новому натурально, однако измеренное нами довольно низкое сопротивление в области баса – результат работы все того же кроссовера.

При расстановке акустических систем на достаточной дистанции от фронтальной и боковых стен, замеры АЧХ дальнего поля в условиях комнаты прослушивания дали неожиданно впечатляющие результаты, демонстрируя довольно линейную передачу аудиосигнала в пределах 3дБ практически вдоль всей полосы пропускания с единственным отклонением в виде небольшого “горба” в НЧ спектре. Несмотря на знакомые нам отдельные стоячие волны в комнате прослушивания (виной всему – геометрия помещения), Phi5 продемонстрировали одну из наиболее ровных АЧХ, зарегистрированных нами в условиях КП.

Что же касается кривой импеданса, то она оказалась не очень дружелюбной к слабым усилителям – АС представляют собой непростую нагрузку не только демонстрирующую в некоторых моментах сопротивление 3Ом, но и остающуюся в основном практически ниже отметки 4Ом в басовом и среднечастотном спектрах.

Несмотря на то, что чувствительность Phi5 составляет стандартные 88дБ, все же из-за того, что бас опускается до 20Гц (-6дБ) в условиях комнаты прослушивания, следует обратить особое внимание на выбор усилителя с высокой токонесущей способностью и на акустические кабели с минимально возможным уровнем сопротивления.

При условии наличия высококачественного источника воспроизведения аудиосигнала и усилительной части, эти АС способны на совершенно удивительные результаты, где во главу угла поставлены общая беспристрастная нейтральность и исключительно широкий динамический диапазон.

Очевидным становится тот факт, что усилия, брошенные на разработку конструкции корпуса АС с минимальным уровнем паразитных колебаний, не были потречены впустую. И хотя от едва уловимого “деревянного” призвука полностью избавиться практически никому не удается (если сравнивать со звучанием безкорпусных панельных АС открытого типа), все же он не подмешивается к основному звуку и не размазывает тембрально более низкие элементы музыкального полотна, оставляя общее впечатление хорошо задемпфированной, “глухой” конструкции во всем НЧ диапазоне.

Воспроизведение образов реалистичное. Сцена передается очень натурально. Пару раз показалось, будто звук не выходил за пределы вширь расставленных АС, однако после некоторого времени, потраченного на поиски оптимального расположения акустики в комнате прослушивания, все стало на свои места.

Многие вещи Phi5 удаются настолько хорошо, что порой их становится очень сложно критиковать. Динамики, как и конструкция в целом, демонстрируют потрясающе широкий динамический диапазон и высокую разрешающую способность.

Пусть середина и верх приятны, чисты и выверенно сбалансированы, незавуалированы, детальны и в то же время лишены агрессии и жесткости в звуке – тем не менее, именно подача баса делает эти АС такими исключительными.

НЧ опускаются убедительно глубоко, практически до порога слышимости, не раздувая при этом мидбасовый спектр и не преуменьшая заслуг среднечастотного диапазона.

Акустическая секция Tunng в Comments of the Inner Chorus передается с неподдельным мастерством. Гитары демонстрируют восхитительную утонченность и деликатность, а не менее интересные звукоизвлечения на перкуссионной установке удивляют своим реализмом.

С не меньшим успехом зажигают Phi5 и под рок-н-ролл, уверенно справляясь с необычными и сложными тактовыми размерами композиций альбома Clear Spot группы Captain Beefheart, а также передавая великолепно чистый и глубокий бас в песне Somewhere Down the Lazy River Робби Робертсона.

Phi5 сочетают в себе не только одни из лучших динамиков производства Дании, но также и очень талантливые идеи по проектированию корпуса АС и кроссовера, улучшению конструкции громкоговорителей и изобретению необычной системы опоры. Прибавьте ко всему вышеперечисленному непредвзятость и мастерство музыкального воспроизведения, неплохую чувствительность и изящный внешний вид, и вот он, результат – прекрасные акустические системы, более чем соответствующие их рыночному ценнику.